Пояснительная записка
Дистанционный курс «Занимайся русским языком» составлен на основе программы курса «Русский язык» (2 класс) в соответствии с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы «Русский язык» С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой – Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 (СУ «Начальная школа ХХI века»).
Данный курс дает возможность изучить материал русского языка за 2 класс ученикам, которые находятся на домашнем обучении, в случае отсутствия ученика на уроке, при закреплении трудных тем, для дополнительных занятий дома с родителями.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
ü он является основным средством общения между людьми;
ü с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
ü язык является основным средством познания окружающего мира;
ü владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
ü использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Цель курса: Заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
- речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
- формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
- языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Общая характеристика учебного предмета. Основные содержательные линии.
Программа начального курса « Русский язык » реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
В рабочей программе по русскому языку представлены три содержательные линии: « Как устроен наш язык », «Правописание», «Развитие речи». Они конкретизируются с учетом специфики русского языка как учебного предмета. В разделах выделены темы: « Фонетика», « Слово и предложение », «Состав слова », « Лексика», «Правописание», «Развитие речи».
Начальный курс русского языка – курс структурный: в нем объединены основы лингвистических знаний, основы грамотного письма. При этом основу начального курса составляет « Правописание», « Лингвистика». Наряду с этим важное место в курсе занимает «Развитие речи». Программа рассчитана на 170 часов из расчета 5 учебных часов в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
•разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных психологических особенностей у младших школьнице сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебнике «Русский язык» 2 класса.
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а вблоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию поимка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
• сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
• избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомлениес устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Межпредметные связи:
- с уроками литературного чтения (составление и запись предложений и мини-текстов о героях литературных произведений, запись отдельных выражений, абзацев из текстов изучаемых произведений)
- с уроками изобразительного искусства ( написание предложений по иллюстрациям)
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Предметные результаты обучения: К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
- различать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
слово и предложение;
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
предложения по цели высказывания;
- выделять, находить:
корень, суффикс, приставку, окончание;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
- применять правила правописания:
гласных после шипящих (жи – ши, ча-ща, чу – щу);
заглавной буквы в изученных случаях;
безударных проверяемых гласных в корне;
звонких и глухих согласных в корне;
словарных слов, определенных программой;
разделительного мягкого знака.
2. Метапредметные результаты обучения:
Ученик получит возможность:
· принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
· использовать знаково-символические средства представления информации;
· пользоваться элементами логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
· овладеет первоначальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
· освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения: В области познавательных УУД:
· школьник освоит алфавит для свободной ориентации в разнообразии учебных словарей, быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
· научится ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, находить нужный текст упражнения, правило или таблицу, находить выделенный фрагмент текста;
· работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги, рабочими тетрадями, учебными словарями, текстом и иллюстрациями;
В области коммуникативных УУД:
· школьник научится работать с соседом по парте — распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
· выполнять работу по цепочке;
· видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединиться к одной из них;
· использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения
В области регулятивных УУД:
· школьник научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа;
· проверить свою работу, используя правила и словари.
В области личностных УУД:
· школьник освоит нормы речевого общения;
· получит опыт нравственных и эстетических переживаний;
познакомится с базовыми эстетическими ценностями.
Учебно- методический комплект:
- Программа: С. В. Иванов «Русский язык» М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2015 г.
- Учебные материалы:
1. Учебник «Русский язык» (1,2 часть) 2 класс, авторы С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова , М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2015
2. Рабочие тетради «Пишем грамотно» №1, №2, «Учимся писать без ошибок» , М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2015.
Методическое обеспечение:
1. Беседы с учителем 2 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М., Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
2. Методическое пособие «Русский язык 2 класс», автор С. В. Иванов М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2014 г.
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.