1. Области применения электронных курсов

Можно выделить три основных сценария применения электронных курсов для обучения:

  1. Организация самостоятельной работы при очном обучении,
  2. Смешанное обучение,
  3. Дистанционное обучение.

В первом случае электронный курс используется как дополнительные материалы для организации самостоятельной работы слушателей. Это актуально для вузов, поскольку самостоятельная работа студентов прописана в учебных планах и должна как-то организовываться.

Во втором случае курс используется как вспомогательный материал для очных занятий. В первую очередь для хранения учебных материалов (методичек, списков литературы, ссылок на внешние ресурсы), во вторую очередь для размещения заданий для самопроверки и контроля знаний. Задания могут быть разнообразными как по механике, так и по педагогическому эффекту. В этом случае в курсе можно хранить оценки как по заданиям из самого курса, так и из аудиторных занятий. Единый журнал оценок можно использовать для выставления итоговой оценки по промежуточной аттестации.

В третьем случае курс рассчитывается на работу слушателей без общения с преподавателем в аудитории. Для этого курс формируется таким образом, чтобы слушатели могли самостоятельно изучать материалы и выполнять задания. Как правило, в таких курсах присутствуют заранее записанные видеолекции, дополнительные текстовые материалы (они могут повторять или дополнять лекции), задания по каждой теме и большое финальное задание в конце курса. Если в случае смешанного обучения большая часть заданий проверяется преподавателем, то в случае дистанционного упор делается на автоматическую или взаимную проверку. Это позволяет разгрузить преподавателя и дать ему больше времени на индивидуальное общение со слушателями. Полностью дистанционный курс необязательно исключает общение с преподавателем (хотя и такие варианты существуют), он может использоваться для перераспределения нагрузки в сторону более эффективных индивидуальных консультаций.

По трудоёмкости создания курсы располагаются в том же порядке - от наиболее простых для организации самостоятельной работы до полностью дистанционных. При выборе формата курса и сценария его использования нужно оценивать, насколько трудозатраты по созданию курса окупятся экономией времени при проведении обучения. Если предмет меняется медленно и изучается массово (например, матанализ), то его стоит переводить полностью в дистанционный формат. Если изменения в предмете регулярные (каждый год приходится пересматривать часть материала), то для него нужно готовить курс только в части медленно меняющихся разделов или вообще отказаться от создания курса, если его аудитория мала.

2. Основные отличия электронных курсов от очного обучения

При использовании электронных главное отличие от очного обучения - точное отслеживание активности всех участников курса. Это касается как действий студентов, так и действий преподавателей. Главный плюс - возможность смотреть аналитику поведения слушателей и использовать её для развития курса. Вы точно знаете, какой из элементов использовался часто, а какой ни разу, какие вопросы в тестах позволяют выделять пользователей с разным уровнем знаний, а какие не работают. Кроме этого, у студентов расписаны по времени все задания и активности в курсе, что делает невозможным попытки выкрутиться "нам этого не задавали". Для активности слушателей есть несколько встроенных отчётов, которые позволяют увидеть картину как по индивидуальным действиям, так и по элементам курса в целом. Таких отчётов для действия преподавателей не предусмотрено, но их действия тоже записываются и можно отследить, насколько активен был преподаватель в своём собственном курсе.

Помимо перечисленных очевидных + и - есть менее очевидное следствие. Оно заключается в подсветке всех проблем, которые существуют в процессе обучения. Нестыковки программ между курсами, нестыковки заданий с учебными материалами (либо что-то рассказали, но не проверили, либо не рассказали, но спрашиваете), расхождения материалов курса с рабочей программой и учебным планом становятся очень хорошо видными. Это не является недостатком электронных курсов, скорее это их достоинство. Оно позволяет увидеть общую картину и привести общую учебную программу к тому виду, в котором она была задумана.

И последнее, что стоит сказать про отличие очного образования от электронных курсов - последние требуют перестройки процесса преподавания. Если этого не сделать и попытаться "натянуть" очное образование на новые инструменты, то получается очень неудачный гибрид, совмещающий недостатки обоих подходов и не использующий их преимуществ. В первую очередь это касается заданий, которые нужно сильно пересматривать, во вторых нужно менять методы коммуникации и организации проведения занятий.











Последнее изменение: вторник, 11 мая 2021, 11:46