1. Общенаучные и литературоведческие проблемы. Понятие универсалии в литературе и культуре. Концепт. Понятие ремейка в литературе и культуре. Проблема жанровой маргинализации. Дискурс. Метатекст.

 Происхождение универсалий. История термина «универсалия». Пирамида универсалий. Универсалии культуры (дом, зеркало, сон, тень и т.п.) и цивилизации (город, мода, авто и др.). Цель исследования универсалий.

Концепт. Начало изучения концепта С.А. Аскольдовым-Алексеевым. Лингвистический подход к трактовке концепта (Д.С. Лихачев). Сотворенность, авторство, соотнесенность с другими, структурированность, небытие вне временных и пространственных координат как характеристики концепта. Структура концепта (ядро и периферия). Культурологический подход к пониманию концепта (Ю.С. Степанов). Вербализация и этнокультурная маркированность как признаки концепта. Выделение трех слоев в структуре концепта (основного, исторического, архаического). Отличие концепта от понятия и универсалии. «Дом», «мир», «свобода», «жизнь», «любовь», «смерть», «вечность» как основные концепты.

Ремейк как актуальное явление современной культуры. Ремейк,  интертекстуальность, прецедентный текст – соотношение понятий. Возникновение ремейков в западной киноиндустрии. Типология киноремейков Томаса Лейтча. Феномен отечественного ремейка. Проблема трактовки ремейка как жанра или приема. Соотношение понятий «ремейк», «сиквел», «приквел», «мидквел». Связь ремейка и пародии. Типология ремейков (по Е. Таразевич): «ремейк-мотив» (структура, в которой используется и претерпевает новую идейно-художественную интерпретацию основной мотив первоисточника); ремейк-сиквел (продолжение сюжетной основы оригинала с возможным введением новых героев при сохранении концепции претекста); ремейк-контаминация (отклик на несколько классических сюжетов); ремейк-стеб (гротескно-пародийное высмеивание оригинала).

Маргинальность как термин гуманитарных наук. Литературная маргинальность как мировоззренческий и художественный феномен переходных эпох, суть которого состоит в смене аксиологических и художественных приоритетов. Безоценочность термина «маргинальность». Проблема жанровой маргинализации. Виды маргинальных жанров: фрагмент, антижанр, новые жанровые модели, актуализация традиционных жанров.

Дискурс. З. Харрис как автор термина «дискурсивный анализ».  Дискурс как объект междисциплинарного изучения. Лингвистический подход к пониманию дискурса как речи, вписанной в коммуникативную ситуацию и имеющей отчетливо выраженное социальное содержание. Трактовка дискурса в литературоведении и социологии: соотнесение дискурса и стиля, индивидуального и группового. Устный и письменный дискурс. Макроструктура и микроструктура дискурса.

Теория метатекста. Происхождение и наполнение термина. Метатекст и автометаописание. Метатекст как проявление авторской рефлексии по отношению к тексту. Виды метатекста: текстуальный и интерперсональный метатекст. Метатекстуальность как характеристика литературы на разных этапах ее существования. Активизация метатекстуальности в рамках неклассической эстетики.

 Список литературы по теме:

  1. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. — М. : Сов. энциклопедия, 1990. — С. 136-137.
  2. Боровская А. А. Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века / А. А. Боровская. — Автореф. дисс… д.ф.н. — Астрахань, 2009. — 46 с.
  3. Вежбицка А. Метатекст в тексте / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. VIII: Лингвистика текста. — М. : Прогресс, 1978. — С.402-421.
  4. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке / В. З. Демьянков // Вопросы филологии. — 2001. — № 1 — С. 35-47.
  5. Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Зусман // Вопросы филологии. — 2003. — № 2. — С. 3-29.
  6. Смирнов И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака / И. П. Смирнов. — СПб. : Питер, 1995. — 204с.
  7. Степанов Ю. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 2-е, исправленное и дополненное / Ю. Степанов. — М. : Академ. проект, 2001. — 990 с.
  8. Тернова Т. А. Феномен маргинальности в литературе авангарда : имажинизм / Т. А. Тернова. — Воронеж: Наука — Юнипресс, 2011. — 2012 с.
  9. Тименчик Р. Д. Текст в тексте у акмеистов / Р. Д. Тименчик // Ученые записки Тартуского государственного университета. — Вып. 567. Труды по знаковым системам. — Т. XIV : Текст в тексте. — Тарту : ТГУ, 1981. — С. 65-75.
  10. Тороп П. Х. Проблема интекста / П. Х. Тороп // // Ученые записки Тартуского государственного университета. — Вып. 567. Труды по знаковым системам. — Т. XIV : Текст в тексте. — Тарту : ТГУ, 1981. — С. 48-56.

 

 

En son değiştirme: 9 Ağustos 2016, Salı, 14:26