1. Проблема синтеза искусств. Импрессионизм. Экспрессионизм. Экфрасис.

 Литература среди других видов искусства. Импрессионизм в живописи. Осмысление импрессионизма как тенденции развития литературы. Отказ от идейного содержания искусства, фрагментарность, ассоциативный принцип построения текста, повествовательная техника «потока сознания», синестезия, тема человека и природы, внимание к частному и субъективному, «культ мгновения», повышенное внимание к музыкальной стороне стиха как характеристики импрессионизма в литературе. Импрессионистские тенденции в зарубежной литературе: творчество Э. Золя, Г. Де Мопассана, П. Верлена, А. Франса и др. Импрессионизм в русской литературе: творчество Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта, Б. Зайцева, Е. Гуро и др. Импрессионизм и натурализм, импрессионизм и символизм: точки соприкосновения. Попытки теоретического осмысления литературного импрессионизма: «Импрессионизм» Ж. Лафорга, «Искусство прозы» Г. Джеймса, «О искусстве» В. Брюсова.

Экспрессионистские тенденции в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Экспрессионизм в литературе Германии: Г. Тракль, Ф. Верфель, А. Штрамм и др. Эмоциональность автора и героев текста, мотивы боли и крика, субъективизм в видении мира, конфликт героя и среды как базовые характеристики литературного экспрессионизма. Проблема существования российского варианта экспрессионизма. Генезис экспрессионизма в русской литературе 1900-1910-х гг. Экспрессионизм в творчестве Л. Андреева, А. Белого, М. Зенкевича и В. Нарбута. Связь отечественного экспрессионизма с имажинизмом и футуризмом. Творчество В. Хлебникова в контексте русского экспрессионизма. Экспрессионистская эстетика в творческой эволюции В. Маяковского. Экспрессионистские объединения в русской литературе первой половины 1920-х гг.: программные документы и поэтика. Группы «Экспрессионисты», «Московский Парнас», фуисты, эмоционалисты. И. Соколов, Б. Лапин, Б. Земенков, М. Кузмин и др.

Проблема описания произведения искусства в литературе. Экфрасис как проявление синтеза литературы и несловесных видов искусства. Возрождение термина «экфрасис». Характеристика экфрасиса. Типы экфрасиса: монологический и диалогический, прямой (непосредственное описание либо простое обозначение визуального артефакта в литературном произведении) и косвенный (описание пейзажа, персонажа, других элементов художественного мира литературного произведения с привлечением мотивов визуального произведения (артефакта)) экфрасис. Деление экфрасисов на основании их объема на полные, свернутые, нулевые. Дескриптиный, психологический и толковательный экфрасис. Описание щита Ахилла (18-я песнь «Илиады» Гомера) как классический пример экфрасиса. Примеры экфрасиса в творчестве Н. Гоголя, А. Чехова, В. Хлебникова, А. Ахматовой, В. Каверина и др. Отличие реалистического и постреалистического экфрасиса.

 Список литературы по теме:

  1. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с нем. изд. 1920 г. О. М. Котельниковой под ред. В. М. Жирмунского. — Пб. : Academia, 1922. — 96 c.
  2. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста / Н. В. Брагинская // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста : сб. ст. — М.: Наука, 1977. — С. 259-283.
  3. Бродская Н. В. Импрессионизм / Н. В. Бродская. – СПб : Аврора, 2002. — 254 с.
  4. Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма / Л. Копелев // Экспрессионизм: Сб. ст. — М : Наука, 1966. — С. 37-83.
  5. Котельникова Т. М. Импрессионизм / Т. М. Котельникова. — М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. — 128 с.
  6. Семёнова Т. В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма / Т. В. Семенова. — М. : Знание, 1983. — 64 с.
  7. Терёхина В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика / В. Н. Терехина. — М. : ИМЛИ РАН, 2009. — 320 с.
  8. Эдшмид К. Экспрессионизм в поэзии / К. Эдшмид // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ в. / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. — М. : Прогресс, 1986. — С. 300-316.
  9. Экфрасис в русской литературе : Сб. трудов Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. — М. : МИК, 2002. — 216 с.
  10. Яценко Е. В. Любите живопись, поэты…» / Е. В. Яценко // Вопросы философии. — 2011. — № 11. — С. 47-57.

 

Последнее изменение: вторник, 9 августа 2016, 13:45