1. Методологические проблемы. Подходы к анализу эпического текста. Специфика анализа драматического текста. Стиховедение. Методики анализа лирического текста.

 Анализ и интерпретация литературного произведения: разведение понятия. Методы анализа художественного текста: сравнительно-исторический, типологический, нарративный, структурный, герменевтический, психоаналитический, мифопоэтический и др. Целостность как характеристика художественного текста. Хронотоп и его значение в художественном произведении. Виды пафоса: героический, идиллический, романтический, трагический, комический.

Эпос как род литературы. Формы выражения авторского сознания в эпосе: автор, повествователь, рассказчик. Субъектный анализ Б. О. Кормана. Анализ эпического произведения в школьной практике: определение темы, идеи, проблемы, выявление элементов композиции (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) и архитектоники (предисловие, эпиграф, послесловие и т.п.) произведения, рассмотрение хронотопа, пафоса, системы персонажей, анализ художественной речи.

Специфика лирики как рода литературы. Основной круг стиховедческой терминологии: система стихосложения, стих, рифма и метр, стопа, строфа, рифма, фоника и поэтическая графика. Изучение лирики как рода литературы на разных этапах ее развития: античность (Аристотель), VIII в. (В. Тредиаковский, М. Ломоносов), XIX в. (А. Востоков). Развитие стиховедения в XX в. Вклад формалистов в изучение лирического текста. Изучение поэтической техники в 60-е гг. ХХ в. Методики анализа лирического текста М. Лотмана и М. Гаспарова. Математические подходы к исследованию лирики: история вопроса, комбинаторная поэзия. Анализ лирического произведения в школьной практике: определение темы текста, анализ образа лирического героя, художественных средств, ритмики, фоники.

Драма как род литературы. Синтетическая природа драмы. Подходы к исследованию драмы на разных этапах ее развития: античность (Аристотель), классицистические требования к драме (Н. Буало), театр de L’arte, представления о драме эпохи романтизма (В. Гюго), новаторская драматургия ХХ века (А. Арто, Б. Брехт). Театральные идеи в России первой трети ХХ в. (В. Мейерхольд, Е. Вахтангов и др.). Постмодернистская драматургия в отечественном искусстве: новое представление о сценическом искусстве (Н. Гришковец, И. Вырыпаев и др.). Система драматических жанров. Типы анализа драматического текста: структурный, действенный (А. Поламишев, М. Кнебель), драматургический (С. Балухатый), субъектно-объектный (П.Пави). Анализ драматического произведения в школьной практике: выявление историко-литературного контекста, темы, идеи, проблемы, конфликта пьесы, определение вида пафоса, анализ композиции драмы, специфики сюжетосложения, исследование образов персонажей, роли ремарок в тексте и др.

 Список литературы по теме:

  1. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р. И.Альбеткова. — М. : Просвещение, 1991.
  2. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста : практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург: Деловая книга, 2004. ; М. : Академ. проект, 2004. — 400 с.
  3. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чернов В. Ф. Методика преподавания литературы / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов и др. — М.: Академия, 2004. — 400 с.
  4. Бобылев Б. Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста / Б. Г. Бобылев. — Орел : ОрелГТУ, 2003. — 206 с.
  5. Буслакова Т. П. Как анализировать эпическое произведение / Т. П. Буслакова. — М. : Высш. шк., 2004. — 201 с.
  6. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности: уч. пос. / М. М. Гиршман. — Донецк : Донецк. нац. ун-т — М. : Языки славянской культуры, 2002. — 527 с.
  7. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе / Г. А. Гуковский. — М., Л. : Просвещение, 1966. — 217 с.
  8. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001. — 208 с.
  9. Корман Б. О. Принципы анализа худ. произведения и построения единой системы литературоведческих понятий / Б. О. Корман // Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск : Б. и., 1992. — С. 215-234.
  10. Левитан Л. С. Принципы анализа литературного произведения как системы. Диалектика сюжета и фабулы / Л. С. Левитан // Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л. С. Левитан, Л. М. Цилевич. — Рига : Зинатне, 1990. — С. 5-24.
  11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970. — 384 с.
  12. Николина Н. А. Филологический анализ текста: уч. пос. / Н. А. Николина. — М.: Академия, 2003. — 256 с.
  13. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ / Л. А. Новиков. — М.: Рус. яз., 1988. — 300 с.
  14. Педагогические технологии / Под общей ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д., 2002. — 389 с.
  15. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О. Ю. Богдановой. — М. : Академия, 1997. — 287 с.
  16. Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения / Г. И. Романова. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 254 с.
  17. Теория литературы: в 2 т. : уч. пос. / [под ред. Н. Д. Тамарченко]. — М.: Академия, 2004.
  18. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М.: Высш. шк., 2007. — 405 с.
Последнее изменение: вторник, 9 августа 2016, 14:28